Д.Фишер "О чем думает ваша собака".
 

Часть I

1. Собаки - кто они?
2. Как развивается умственная деятельность собаки 
3 Собака в человечьей стае.
4. Как учатся собаки
5. Методика положительного подкрепления

Д.Фишер "О чем думает ваша собака". 
Часть 1. Собаки - кто они? 
Чтобы понять поведение собак, необходимо познакомиться с поведением вида, от которого они произошли. Изучив этот вопрос, мы сможем сформировать более четкое представление о том, почему собаки ведут себя так, а не иначе. 

Какой он, волк?

Волк – это стайное животное, живущее в очень прочной социальной структуре, внутри которой существуют устойчивая иерархия. Волк-альфа –вожак стаи. Вопреки распространенному мнению, он сохраняет за собой эту роль не тем, что регулярно проявляет агрессию по отношению к остальным членам стаи. Его авторитет поддерживается постоянными проявлениями уважения (подчинения), которые демонстрируют ему остальные члены стаи. Разумеется, если в стае есть многообещающий лидер, склонный к тому, чтобы бросить вызов авторитету вожака, тогда на повестке для окажется подлинная агрессия, но такие вызовы – редкость. Обычно вся стая живет в гармонии, и человечество могло бы многому поучиться у волков, например, как надо уметь объединяться, чтобы выжить. По научным данным, жизнь одичавших собак очень похожа на жизнь волков и во многом они демонстрируют на удивление сходное поведение. 
Например, когда какая-нибудь волчица приносит волчат, очень часто еще у одной-двух самок в стае появляется молоко на случай, если родная мать детенышей погибнет. Точно так же у домашних собак очень часто случается ложная беременность, а недавно я слышал о самке добермана, у которой появилось молоко, когда у соседской кошки родились котята. Должен признать, что это редкий случай, но он показывает, как силен у собак материнский инстинкт. 
У волков ярко выражен рефлекс защиты территории: чтобы выжить, каждая стая должна отмечать границу своей территории мочой и экскрементами, оставляемыми в стратегически важных точках, и защищать эту территорию. Сходное поведение можно наблюдать повседневно у домашних собак, которые тоже метят свою территорию, несмотря на то, что от недостатка еды они не страдают и потому необходимость защищать территорию не столь велика. 
Осанка у волков и собак почти одинакова. Мы, люди, умеем распознавать очевидные сигналы, исходящие от наших собак, выражающие страх, агрессивность, удовольствие, подчинение и так далее, но мы не способны воспринимать не столь явные заки, которые передает собака другой собаке, принимая определенную позу. Мы склонны по-своему интерпретировать то, что наша собака пытается выразить. 
Большинство людей одинаково расценивает радостное виляние опущенным хвостом у золотистого ретривера и виляние кончиком высоко поднятого хваоста у немецкой овчарки, что означает угрозу. Может быть, у вас золотистый ретривер, который виляет опущенным хвостом всякий раз, когда вы на него смотрите, вот вам и не понять, отчего это немецкая овчарка, которая виляла хвостом (высоко поднятым) и вроде бы казалась вполне довольной, укусила вас, когда вы подошли ее погладить. Недоразумения возникают из-за многообразия пород собак, с которыми мы ежедневно встречаемся, и нашего неумения правильно воспринимать их сигналы. Если бы мы держали дома их общего прототипа, то вскоре узнали бы, что первая поза означает подчинение и говорит: «Я не опасен, пожалуйста, приласкай меня!», в то время как вторая явно выражает угрозу, говоря: «Только попробуй приблизиться – я тебя укушу!» Еще труднее понять собаку, хвост у которой купирован. 
Поскольку современная собака – это в конечном счете животное, выведенное путем селекции, заводчики в течение многих лет интенсивно работали над теми качествами собак, которые представлялись им полезными, в некоторых случаях используя даже то, что было отклонением от нормы. Заводчики обеспечивали передачу этих качеств от поколения к поколению, возможно, по этой причине собакам свойственны некоторые модели поведения, которые не встречаются у волка. На воле, предоставленные самым себе, некоторые из этих созданных человеком животных, возможно, и не выжили бы. Выживание самых приспособленных особей – крайне жестокое, но вместе с этим и весьма эффективное средство для сохранения и размножения только лучших представителей вида. Однако, сколько бы мы ни старались генетически вывести признаки, размеры и облик породы, волчьи повадки сохранятся навсегда как неизменный инстинкт 

начало страницы далее

Д.Фишер "О чем думает ваша собака". 
 2. Как развивается умственная деятельность собаки
 Неонатальный период (от 0 до 13 дней)
Социализация собаки (от 14 до 49 дней)
Период определения ранга (от 12 до 18 недель)
Период инстинкта бегства (с 4 до 8 месяцев)
Наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)
Зрелость (от 1 года до 4 лет)
Животные всех видов проходят в своем развитии определенные приоды. У некоторых из них, в том числе у собак, начало некоторых из этих периодов, или фаз, предсказуемо с точностью почти до дня. Знание о существовании критических периодов развития у собак может помочь нам лучше понимать их поведение. 

Неонатальный период (от 0 до 13 дней)

Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать по-собачьи. Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину, из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать. Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться как собаки. 

Социализация собаки (от 14 до 49 дней)

Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их мать-природа, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их куают в ответ, они узнают ощущение боли. 

Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоти или других занятий взрослых собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышать его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно. 

В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком. Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно. 

Таков один из путей знакомства щенка с цисциплиной в период социализации в собачьем обществе. Основная функция этого периода состоит в том, чтобы щенок научился регулировать силу укуса, общаться с другими собаками, устанавливать иерархию, и, что также жизненно важно, он вступает в контакт с человеком. Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками. 
 

Социализация в обществе людей
 

Научившись в первый период своего развития быть собаками среди собак, щенки должны теперь научиться быть собаками в человеческом окружении. Идеальный возраст, когда можно брать щенка из помета – семь недель (49 дней). 

Со щенками этого возраста можно провести серию не вызывающих стресса тестов, которые помогут определить вероятный темперамент и характер каждого щенка, когда он вырастет. Тем самым можно будет правильно подобрать щенка для семьи, в которую его намерены отправить. 

Я потерял счет владельцам, которые говорили, что не они выбирали своих собак, а собаки выбирали их. Когда они приехали посмотреть на щенков, их песик просто растолкал всех остальных и бросился к ним. Заводчик им рассказал, что именно этот щенок всегда был первым у миски с едой и рос более крупным и сильным, чем другие, потому что с самого рождения всегда присасывался к самому молочному паховому соску. К этому времени заводчик уже знает, что этот щенок самый смелый в помете – настоящий лидер. 
Вот такой первый выбор, сделанный собакой, а не человеком, как правило, становится первым в ряду множества решений, которые и в дальнейшем собака будет принимать вместо хозяина. 
Почти все знают, что неразумно выбирать самого маленького щеночка, сжавшегося от страха в углу комнаты, на которого не обращают внимание другие щенки. Многие люди все же позволяют взять чувствам верх над разумом и из жалости берут в дом именно этого щенка. Но мало кто способен предвидеть проблемы, которые могут возникнуть из-за того, что они взяли в дом щенка, который «выбрал их». Если вы хотите, чтобы у вас была легкоуправляемая, благовоспитанная собака, любимица семьи, вас следуюет выбрать достаточно уверенного в себе, но не слишком нахального щенка. 

В идеальном случае именно заводчик дожен решить, во-первых, относитесь ли вы к тому типу владельцев, которому он хотел бы доверить одного из щенков, и во-вторых, правильно оценить атмосферу вашего дома, определить, какой именно щенок будет лучше всего соответствовать ей. 
 

Период определения ранга (от 12 до 18 недель)

В этом возрасте щенки начинают превращаться в молодых взрослых собак. Их уверенность в себе в знакомой обстановке растет: они начинают позволять себе вольности, а иногда им даются такие права, которых они не получили бы, если бы все еще оставались с матерью и однопометниками, в стае диких собак или волков. Мы, люди, смотрим на 12-16-недельную собаку как на щенка и, следовательно, мы более терпимы в отношении некоторых вещей, которые он делает, мы прощаем щенку то, чего не потерпели бы от взрослой собаки. Однако мы должны сознавать, что собаки развиваются быстрее, чем люди, и точно так, как мы не потерпим бесцеремонности ребенка десяти-двенадцати лет, нам не следует мириться с нахальным поведением двенадцати-шестнадцатинедельного щенка. 
Этот период также известен как возраст, когда режутся зубы и рвется связь с матерью. Иными словами, щенки становятся гораздо более уверенными в своих возможностях и впервые пытаются установить своего рода иерархию в смешанной стае «люди – собаки», в которой они живут. 
 

Период инстинкта бегства (с 4 до 8 месяцев)

Инстинкт бегства – это зов предков. В это время молодая собака, которая раньше всегдп с радостной готовностью реагировала, когда ее поздывали, начинает странно вести себя: услышав зов, останавливается с отсутствующим взглядом, а затем решает отправиться в противоположном направлении. 
На воле такое поведение было бы совершенно нормальным. Молодой кобель или сука, возможно, отправились бы на поиски партнера (примерно в это время у большинства сук наступает период первой течки) или просто самостоятельно обследовать территорию. У людей этому периоду соответствует возраст от четырнадцати до шестнадцати лет. 

Инстинкт бегства проявляется не на всем протяжении периода от четырех до восьми месяцев, обычно странности поведения наблюдаются в течение нескольких дней, иногда около месяца. В дальнейшем сложности с выполнением команды «ко мне!» могут быть обусловлены тем, сколько удовольствия получил молодой пес, подчинившись зову предков. Например, молодой кобель, убежав, вспугнул кролика и преследует его, по пути он натыкается на семью на пикнике, которая отвлеклась от еды, чтобы поиграть в мяч в парке, он съедает их пирожные, сэндвичи и мороженое; только он покончил с лакомствами, как ему встречается симпатичная маленькая сука, которая вступает в веселую возню, и они вместе бегают по всему парку – а затем, часа черед два, он неожиданно сталкивается со своим хозяином. С удовольствиями все ясно. Возвращение к хозяину не сулит ничего хорошего, побег же обещает сплошные радости. 

Владельцы собак должны знать об этом природном инстинкте и уделять особое внимание своим собакам в течение всего описанного выше периода. Как только они заметят, что собаку охватила жажда самостоятельных путешествий по знакомой местности для прогулок, нужно выводить ее на длинном и гибком поводке. На прогулку без поводка, напротив, нужно ходить в незнакомые собаке места. Прогулка по незнакомой территории повышает потребность в «сплоченности стаи», разумеется, при условии, что собака признает своего хозяина ее лидером. 
 

Наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)

Во время этого периода происходят определенные гормональные изменения в организме как кобелей, так и сук. Ограниченная способность организма справиться с изменениями создает у собак проблемы, сходные с проблемами подростков переходного возраста. 
У некоторых молодых людей появляются прыщики, у некоторых развиваются проблемы, связанные с противоречащии здравому смыслу социальными установками, некоторые, хотя и немногие, просто проскакивают через все это без всяких проблем. 
Наступление половой зрелости сказывается на собаках во многом сходным образом: в то время, как силы организма направлены на то, чтобы адаптироваться к гормональным выбросам, начинаются проясляться побочные действия. Незначительные изменения поведения становятся очевидными, одним из них может быть боязнь знакомых вещей. Классическим примером является ситуация, когда собака сталкивается с чем-то, что она видела ежедневно, быть может в течение месяцев, но словно вдруг перестает узнавать знакомый предмет. Собака будет лаять, рычать и пятиться от этого предмета. То, как хозяин справится с ситуацией, может определить, по крайней мере, отчасти, всю ее дальнейшую жизнь. Если, например, собака начала лаять на знакомый стул, поставленный в непривычном месте, и владелец попытался успокоить, собаку, побуждая ее подойти к стулу, то может случиться, что всю оставшуюся жизнь собака будет бояться этого стула. Дело в том, что подбадривание со стороны хозяина было воспринято собакой как награда за хорошее поведение (“Вот хороший мальчик!”). 
Однако если хозяин понимает проблему «боязни знакомых вещей», он скажет: «Не будь такой глупой собакой!» – подойдет и сядет на этот стул и не будет обращать внимания на собаку, пока она не приблизится. Она осознает: «А! Так это тот самый стул. Я не узнала его, потому что он стоит не на месте». 
То, как вы реагируете на глупое поведение в такой ситуации, может сформировать черты поведения собаки в будущем. С самого начала мы должны помнить об особенностях периода полового созревания у многих собак и подростков и решить раз и навсегда: мы ни за что не будем поощрять ненормальное поведение, потому что в нем отсутствует логика. Нашим пренебрежительным отношением мы можем добиться того, чтобы неправильное поведение не закрепилось. 
 

Зрелость (от 1 года до 4 лет) 

Примерно до 4-месячного возраста критические периоды развития очень схожи у собак всех пород. Позднее появляются незначительные различия. В целом можно сказать, что мелкие собак вступают в каждую отдельную фазу в более раннем возрасте, чем крупные. 
Наступление полной зрелости следует считать началом второго периода возрастной классификации. В это время собака будет пытаться установить свою позицию в стае раз и навсегда. Если собака сумела добиться высокого ранга во время первого периода возрастной классификации (от 12 до 16 недель), когда происходит определение ранга, то тогда во втором периоде, в зависимости от темперамента собаки, попытка человека оспорить лидерство в стае может привести к агрессии. Случится это или нет, зависит от того, с какой собакой мы имеем дело, и от того, как поступает хозяин. 
Если вы позволили своей собаке занять высокое положение в стае «человек – собака» и решили по какому-то поводу бросить собаке вызов, весьма вероятно, что вы спровоцируете агрессивную конфронтацию. Это особенно актуально для собак сторожевых пород. 
Не следует думать, что собака стала агрессивной, - она просто ведет себя как собака, отстаивая свое высокое положение в иерархии. Характер поведения вашей собаки после достижения ею полной зрелости в основном является наиболее ярким проявлением того, что ей безнаказанно позволялось делать в течение предыдущих критических периодов развития. 
 

начало страницы далее

Д.Фишер "О чем думает ваша собака". 
 3. Собака в человечьей стае
Собака в человечьей стае.
Смена ролей в стае "человек - собака"
Рассматриваем ли мы социальную структуру волчьей стаи, стаи диких собак или домашнюю собаку, мы имеем дело со стайными животными. Для сохранения существующей социальной иерархической структуры каждой стае необходим лидер – вожак. Членам стаи волков или диких собак довольно легко усвоить существующие правила, потому что в стае есть установившаяся иерархия, в которой каждый знает свое место. Чем выше позиция, занимаемая животным в иерархии, тем больше у него преимуществ. Все животные подают знаки одинаковыми позами и сигналами тела, и все способны их воспринимать. Если нижестоящая особь попытается посягнуть на то, что обычно является привилегией вожака, - все, что необходимо для наведения порядка, это испепеляющий взгляд вожака. Глядя на домашнюю собаку, мы видим, что вследствие жизни в смешанной стае «человек – собака» понимание правил становится для нее затруднительным. Мы, люди, пытаемся научить собаку воспринимать наши ценности. Собака способна к обучению только на своем уровне и может понимать только собачьи ценности. В итоге мы все запутываем, и то, что собака постепенно приучается жить с такими непоследовательными существами, как мы, делает ей честь. 

Теперь рассмотрим некоторые права и привилегии, которыми пользуется вожак стаи, и сравним их с теми, которые мы, хозяева, предоставляем или которых, напротив, лишаем наших собак. Это нужно, чтобы разобраться, где происходит нарушение коммуникации между видами и как мы приходим к тому, что называется «непослушание собаки». 

Многие мои клиенты признаются, что позволяют своим собакам вспрыгивать на кресло и сидеть рядом, когда они смотрят телевизор. Большинству из этих собак также разрешают прыгать и в кровать, хотя бы утром, чтобы приласкать их. Почти у всех этих собак есть собственная корзинка или подстилка, где они спят. Многие любят также занимать другие уголки дома, там их излюбленные места отдыха, например, под кухонным столом или за креслом в гостиной, и так далее. Когда я спрашиваю хозяев, удобные ли это места, они отвечают, что сами никогда не проверяли, но думают, что там удобно. Однако в таких домах место, где спит собака, неприкосновенно, а сама она может спать там, где ей нравится. Кто же там вожак стаи?! 

Собаки – хищники, следовательно, для них пища чрезвычайно важна, и не просто чтобы выжить: пища представляет собой одно из средств поддержания социальной иерархии. Недавно одна моя клиентка сказала мне, что ее муж работает не всегда в одно и то же время. Поэтому иногда они ужинают рано, в пять, иногда в семь часов. Собаку же всегда кормят в шесть. Чего хозяйка не могла понять, так это почему их пес никогда не попрошайничал у стола, когда они ели рано, однако, когда они ели позже, он всегда просил, хотя ему никогда не давали еду со стола. 
В стае вожаку предоставлено право выбирать лучшие куски и, разумеется, есть первым. Остальные члены стаи могут есть, что останется, если только вожак не вздумает поесть еще. 
Когда семья ужинала в более ранний час, собака, несмотря на то, что была голодна, инстиктивно знала, что нужно дожидаться еды, которая останется после трапезы людей. А когда собаке позволяли есть первой, инстинкты подсказывали, что ей полагается и та еда, которая осталась, и та, которую ели другие члены семьи. 

Одна из самых популярных игр для забавы с любой молодой собакой – это перетягивание. В магазинах, торгующих товарами для животных, имеются специальные игрушки, устроенные так, чтобы человек и собака могли держаться за ее концы. Обычно мы позволяем собаке побеждать в этой игре, потому что восхищаемся упорством и увлеченностью, которые она вносит в свои игры, несмотря на то что мы знаем свое превосходство в силе. Соответстсвенно, возиться и бороться с молодой собакой очень весело… пока молодой пес вдруг не становится агрессивным, и как раз тут мы уступаем, не дожидаясь, чтобы он вышел из повиновения. 
Поскольку собака является хищником и охотником, на первом месте у нее инстинктивное стремление не получить телесных повреждений, и по этой причине все, связанное с уровнем доминирования-подчинения формируется в игре. 
Мы не должны давать понять нашим молодым собакам, что для победы надо рычать, тянуть и упираться. Нельзя, кроме того, чтобы собака знала, что когда мы в шутку боремся с ней, то потом уступаем. 

Многие из моих клиентов признают, что, когда они поднимаются по лестнице, собака бросается вперед, обгоняя их, а затем на верхней ступеньке поворачивается и ждет, пока они подойдут. Мы об этом не задумываемся и обычно смотрим не на собаку, а себе под ноги. А какой представляется ситуация нашей собаке? Проявления уважения у собак и волков выражаются в том, что голова низко опущена и вытянута вперед, кроме того, животное избегает всякого визуального контакта. 
Двери – это ключевая зона в доме, когда речь идет о собаках. Дверь – это вход в жилище (логово), это также и узкий проход. Сколько раз мне приходилось слышать, что собака рвется войти в двери раньше, чем хозяин. Обычно это расценивается как энтузиазм собаки. Также очень часто хозяева говорят, что собака ленива: она укладывается поперек прохода на кухню (или в другую комнату, где, кстати, всегда кто-то есть и кипит работа) и, если ей прикажут подвинуться, только потягивается и рычит. Обычно все кончается тем, что хозяева не тревожат спящую собаку, а обходят ее стороной. Дело в том, что когда вожак отдыхает, другие члены стаи заботятся о том, чтобы его не потревожить. Приближаясь к узкому проходу, все другие отступают, чтобы первым пропустить вожака. Это все – инстинкты собаки и волка. Если вдуматься, то они характерны и для человека. Высокому положению соответствуют определенные привилегии. 

Сколько раз бывало – вы сидите, сосредоточившись на какой-нибудь программе или сводке телевизионных новостей, как вдруг собака подталкивает носом вашу руку, она хочет, чтобы ее приласкали. Чаще всего мы реагируем немедленно, отчасти потому, что знаем – собака не отстанет, просмотр интересующей нас программы хочешь не хочешь придется прервать; отчасти потому, что мы не хотим, чтобы собака думала, будто ее не любят. А если уж говорить начистоту, нам изрядно льстят проявление собачьей привязанности. 
А на самом деле происходит вот что: это собака решила, кто, когда и сколько времени должен ее гладить. Если попозже вечером вы попытаетесь подозвать свою собаку, вполне возможно, что вы не добьетесь никакой реакции, кроме взгляда в вашу сторону, потягивания и ворчания. Тут вы, конечно, улыбнетесь и вспомните поговорку: «Не будите спящую собаку». 

Сами того не осознавая, мы попадаем в ситуацию, в которой с точки зрения собаки: 
1) она спит, где пожелает, но на ее месте не спит никто, 
2) она всегда получает долю имющейся еды, а мы едим, что останется, 
3) она может победить во всех играх, где есть силовая борьба, 
4) ежедневно мы демонстрируем уважение к ее более высокому рангу, 
5) мы разрешаем ей идти впереди в узких проходах и не беспокоим ее, когда передвигаемся в помещениях, 
6) мы отвечаем на ее требования ласки, но миримся с ее нежеланием подчиняться нашим требованиям. 

Все это – права вожака стаи. Наши собаки их не просят, мы, сами того не осознавая, предоставили им эти права. Если мы по неведению возвели нашу собаку в такой высокий ранг, мы должны смириться с тем, что собака берет на себя ответственность за дело, которое мы ей доверили. 

В обязанности вожака входит: 
1) вести за собой стаю – вот почему собака тянет поводок, 
2) следить, чтобы члены стаи держались вместе, - вот почему собака бегает взад и вперед, когда ее отпускают с поводка (если вы понаблюдаете за ней, то увидите, что она всегда бегает кругами вокруг нас – собака нас пасет), 
3) защищать стаю – вот почему она агрессивна по отношению к другим собакам, вторгшимся на нашу территорию, или дает понять людям, пробегающим мимо трусцой, что им лучше держаться подальше, 
4) начинать охоту – именно это обычно делает собака, когда мы жалуемся на то, что она от нас убегает, 
5) защищать жилище – вот почему она агрессивно или бурно реагирует на посетителей. 

Этот перечень бесконечен, и многие сходные модели поведения будут обсуждаться в следующих главах. Собаки, которые следуют этим моделям поведения, не обязательно плохие, непослушные или агрессивные, обычно это просто собаки, принявшие на себя ответственность, которую мы, сами того не подозревая, взвалили на них. 
 

Смена ролей в стае "человек - собака"
 

Теперь, когда мы знаем, как воспринимает ситуацию собака, мы ясно представляем себе и то, что стоит нам утвердиться в роли вожака своей стаи – и большинство проблем, называемых проблемами дрессировки, быстро исчезнет. 

Мы должны: 
1) обязательно добиться, чтобы собака не спала на наших креслах и кроватях, но мы могли бы сидеть на ее месте (казалось бы, мелочь, но действует безотказно); 
2) готовить еду для собаки в ее присутствии, затем спокойно позволить себе съесть бутерброд или даже поесть как следует (позавтракать, пообедать, поужинать), прежде чем дать собаке ее порцию; 
3) позаботиться о том, чтобы все игры были у нас под контролем: охота, поиски и возвращение хозяину разных предметов, лакомство и так далее, - но отказаться вступать в силовые игры; 
4) опережать собаку при подъеме по лестнице: собака должна подходить к нам, а не мы к ней; надо также не пускать ее вперед в жилище (логово) человека: проще всего осуществить это, поставив детские воротца – приспособление, которое лишает маленького ребенка возможности бесконтрольно проникать в какие-либо помещения (кухню, подвал и т.п.) 
5) закрывать дверь прямо перед ее носом, когда она пытается прорваться через слегка приоткрытую дверь (но следует делать это осторожно, чтобы не прищемить собачий нос), тогда собака быстро научится делать шаг назад; 
6) заставлять собаку уступать нам дорогу, когда мы передвигаемся по дому. 

Мы должны заставить собаку заработать все свои привилегии: миску еды, прогулку и так далее. Все требования должны звучать как команды: «Сидеть», «Лежать», «Стоять». Пусть это будут нетрудные команды, но надо, чтобы собака, если она чего-то хочет от нас, сначала обязательно это заслужила. 

Мы должны реагировать на все попытки хватать нас за руки или другие части тела и за одежду или грызть (даже играя) поводок самой громкой командой «Оставь меня в покое!» и самым пронзительным взглядом, на который способны. Когда собака подчинится, не следует ее хвалить. 
Эти простые приемы отражают правила, которые способна усвоить собака. С их помощью устанавливается наше лидерство и инициатива в любой деятельности. Самое главное – чтобы порядки в вашей стае устанавливались до того, как вы покинете свое жилище (логово). Например, инстинкты диктуют собаке, что она не может идти впереди члена стаи, обладающего более высоким рангом, и что вожак объединяет стаю. Поэтому, если собака получает возможность тащить вас за собой в парк или не слушаться, когда вы ее подзываете, значит, вы позволяете ей повысить свой статус и при этом теряете возможность определять условия ваших отношений. 
Надо заметить, что сотни собак пользуются многими привилегиями, и это не отражается на их поведении. Я хочу подчеркнуть: если вы, хозяин собаки, сталкиваетесь с проблемами контроля или поведения, значит, вам необходимо проанализировать ваши взаимоотношения с собакой и посмотреть, не предоставляете ли вы ей, сами того не осознавая, преимущества более высокого ранга, чем те, что есть у вас. 

Изменить положение в иерархии можно, если не позволять собаке пользоваться преимуществами, которые сохраняются за членами стаи, имеющими более высокий ранг. Важно, чтобы это делалось без силовой конфронтации. Представьте, что случилось бы, если бы волк низшего ранга бросил вызов волку более высокого ранга, пустив в ход силу. 
В моей практике я применяю метод демонстрации – показываю владельцам, как снизить ранг их собак и лишить их соответствующих привелегий. 
Зачастую явившиеся на прием собаки тащат своих хозяев на поводке от автостоянки до моей приемной. Я обычно спрашиваю, посещали ли они официально установленные занятия по дрессировке собак. Хозяева неизменно отвечают, что собака прошла курс, но они все же не в силах удержать ее, когда она тянет поводок. После того, как мы устроимся в приемной и подадут чай и кофе, я предлагаю хозяину спустить собаку с поводка, но не обращать на нее внимания, игнорируя все, кроме слишком уж вызывающего поведения. Я аргументирую это мем, что, когда стая находится на чужой территории, всегда наблюдается некоторая неуверенность, проявляемая членами стаи. Ее явные признаки в поведении людей нам хорошо известны: люди в незнакомой обстановке робко присаживаются на краешек стула, супруги переглядываются, прежде чем ответить на вопрос, даже такой простой, как: «Чай или кофе?» 
Собаки в общении ориентируются прежде всего на сигналы тела, они воспринимают эти сигналы и еще множество других, слишком слабо различимых, чтобы их могли заметить люди. Если стая чувствует себя неуверенно, ее должен возглавить вожак, вот собака и берет на себя роль лидера. Она начинает ходить туда-сюа, всегда между мной и своими хозяевами. Подобное поведение называют гиперактивностью, собака проявляет ее, если в дом приходит кто-то чужой или, наоборот, она оказывается «в гостях». Меня уверяют, что, когда хозяева дома одни, собака обычно совершенно спокойна. Если на собаку не обращать внимания, то есть не приказывать ей лечь или не ласкатьее, то она будет всячески стараться привлечь к себе внимание. Будет скулить под дверью, пытаясь добиться, чтоб ее выпустили, будет лаять на малейший шум, только для того, чтобы ей приказали замолчать, - и ей безразлично, каким будет внимание – приятным или нет. Она ознакомится с корзинкой для бумаг, станет карабкаться на мебель или на колени к хозяевам. 

Многое в поведении собаки говорит о том, как она воспринимает свою роль в стае. То, что рассказывают хозяева, отвечая на мои вопросы о правах, предоставленных собаке в доме, обычно подтверждает то, что я вижу. До этого момента я игнорирую собаку, и потому у нее складывается впечатление, что я тоже ниже ее по рангу. Объяснив владельцам в точности, что происходит, пока мы разговариваем, я затем говорю, что собираюсь утвердить свое право быть главным в своем «логове» и на своей территории и называю главные критерии лидерства
1. Собака низкого ранга никогда не приблизится к собаке более высокого ранга с целью отнять у нее кость. Она будет ожидать на почтительном расстоянии, и если собака более высокого ранга не готова уступить кость, то ее пронзительного взгляда будет достаточно, чтобы собака более низкого ранга немедленно отвела глаза. 
2. Обычно собака низкого ранга не идет впереди собаки более высокого ранга в узких проходах. Понаблюдайте за английскими паратыми гончими, когда их выпускают из будок, и вы увидите, что первой каждый раз выскакивает одна и та же собака. 
3. Собака низкого ранга не подойдет к собаке более высокого ранга и не станет касаться ее лапами или зубами в знак приветствия. Она приблизится только с надлежащим почтением, проявления которого допустит вышестоящий член стаи. 
Собаки, которые прошли достаточную подготовку к жизни в обществе собак, уже знают, что все это – основы собачьих «хороших манер». Я придерживаюсь мнения, что всех собак учать «быть собаками» в возрасте до семи недель, а потом мы, люди, принимаем их в свою стаю и вот тут-то и сбиваем с толку. Все, что требуется теперь – освежить в их памяти прежние уроки. 

Здесь следует заметить, что я не применяю этот метод к собакам, которые потенциально агрессивны по отношению к людям, - я устанавливаю для них те же правила, но применяю другую методику. 

Итак, я беру лакомство и держу его двумя пальцами. Я не предлагаю его собаке и даже не смотрю на нее, а продолжаю беседовать с хозяевами. Обычно собака проигрывает весь свой заученный репертуар: садится, дает лапу, может даже залаять. Поняв, что ни одно из этих действий не приносит ожидаемой награды, она просто карабкается повыше, чтобы взять лакомство. Я нежно говорю: «Уйди прочь!». Если она не убирает морду немедленно, я «рычу»: «Уйди прочь!» – и в то же время смотрю на нее пронизывающим враждебным взглядом. Всех собак учили их мамаши, когда отлучали «от груди», что «Уйди прочь от молочного бара!» означает, что подчиниться надо немедленно, иначе узнаешь, что такое материнский гнев. Я не вознаграждаю собаку за то, что она отходит. Еда ведь моя, и я не хочу, чтобы собака ее взяла. Я убираю лакомство, а через минуту, походив по комнате, подзываю собаку и хвалю ее за то, что она подошла на зов. 
Правило № 1 усвоено: «Не трогай мою кость». 

Затем я иду к двери и побуждаю собаку следовать за мной. Я хочу научить ее не проталкиваться к выходу вперед меня. Моя приемная располагается в бывшей конюшне, поэтому дверь открывается во двор. Не говоря ни слова, я как бы нечаянно открываю дверь. Едва появляется проблеск света, собака по привычке бросается вперед. Прежде чем она успеет сунуть нос в щель, я захлопываю дверь. Ничего на говоря, снова повторяю процедуру. На четвертый или пятый раз, когда я открываю дверь настежь, собака отступает. Я прохожу в дверь и закрываю ее за собой. Я ничего не говорю, потому что не хочу, чтобы собака выполяла команду. Нужно, чтобы она предоставила мне привилегию проходить первым без всякой просьбы с моей стороны. 
Правило № 2 усвоено: «Я прохожу в узкие проходы первым»

Несколько минут я остаюсь за дверью. Потом возвращаюсь и приветливо обращаюсь к собаке, но при этом нельзя позволять ей хватать меня за руку, пусть даже очень нежно, или прыгать на меня, оставляя следы лап. Возможно, это проявления общительности, но вместе с тем в ритуале приветствия собак это очень яркие проявления лидерства. Я показываю дружеское расположение, поглаживая голову, шею и холку собаки (области, значимые в процессе общения), но любое посягательство на доминирование пресекаю мягким «Уйди прочь», форсированным, если нужно, но это редко требуется. К этому моменту большинство собак уже готово к спокойному предупреждению о том, что они вышли за рамки своего ранка. Я провожу руками по холке собаки и стараюсь почувствовать еле уловимую податливость любому физическому давлению, которое я пожелаю оказать. Обычно при первом таком контакте ощущается сопротивление давлению, даже самому слабому. 
Это еле уловимое сопротивление или, напротив, подчинение и составляют сущность ритуала приветствия у собак. Глазу человека эти сигналы не доступны, но именно ими объяеняется, почему когда одна собака кладет морду или лапу на холку другой, драка иногда начинается, а иногда – нет. 
Усвоено правило № 3: «Приветствие – на моих условиях». 

Напомнив собаке, что такое собачьи хорошие манеры, и придя к заключению, что ощущается подчинение давлению, которое я оказываю на холку, я могу быть уверен, что собака не потащит меня за собой на поводке, потом что мой пристальный взгляд и «рычание» гарантируют, что она не пойдет впереди меня. Она приблизится ко мне, если я проявлю дружелюбие. Она перестанет лаять, рычать и прыгать на всех входящих в мое жилище, если я этого захоч, ведь мой ранг таков, что я распоряжаюсь всем, что проиходит на пороге моего жилища (логова). Такие демонстрации еще не дают владельцам возможности более успешно справлять со своей собакой, они всего лишь позволяют увидеть, какие преимущетсва получать хозяева, добившись более высокого ранга. Самоутверждение в качестве вожака стаи – не новая концепция в дрессироваке собак. Новым является учет особенностей психологии собак вместо старых методов дрессировки «кнута без пряника». 

Высокого ранга и права быть лидером стаи вы добьетесь, если будете учитывать проихождение вашей собаки от волков и осознаете тот факт, что ее поведение в основном инстиктивно и, следовательно, ее нужно направлять, а не подавлять. Надо помнить и об изменениях, которые с нею происходят, по мере того, как она проходит через критические периоды развития, нужно позаботиться о том, чтобы не давать ей тех прав, которые вызовут у нее ложное представлени о собственной роли в вашей стае (семье), и установить те правила поведения, что внушает мать щенку на самых ранних этапах его жизни. 

 

начало страницы далее


 

Д.Фишер "О чем думает ваша собака".
 4. Как учатся собаки 
Как учатся собаки? С большой легкостью, если мы их правильно учим. 
Если собаки делают что-то и не получают никакого вознаграждения, то, вероятнее всего, они не станут делать это еще раз. Все животные, не исключая нас с вами, обучаются или выполняют какие-либо действия ради вознаграждения. 
В этом основополагающем принципе нет ничего нового. Дрессировщики пользуются им на протяжении многих лет. Единственное отличие от современного подхода вот в чем: раньше вознаграждение интерпретировалось как похвала, а отсутствие вознаграждения считалось достаточным наказанием. Но похвалы или наказания мало. 
Вы не научите слона стоять на задних ногах, приговаривая: «Хороший слон!» – и считая сов слова достаточным вознаграждением. Вы не научите касатку выпрыгивать из воды по свистку, только говоря: «Хороший кит!» Так почему же вы вообразили, что слова «Хорошая собака!» являются достаточным вознаграждением, благодаря которому возрастет вероятность повторного выполнения животным тех или иных действий? 

Вы захотите работать вторую неделю, если бы в конце первой ваш босс (хозяин) всего-навсего похлопал вас по спине и улыбнулся, сказав: «Молодец!»? Возможно, и захотите, если считаете вероятным получение вознаграждения в конце второй недели, но только потому, что у вас, человека, есть способность логически мыслить. Но как только вы поняли бы, что никакого другого вознаграждения, кроме словесной похвалы, не предвидится, вы бы сказали: «Делайте эту работу сами, босс!» Если вы готовы поступить иначе, позвоните, - у меня для вас найдется работа. 

На протяжении многих лет складывались небылицы, в которых нашли отражение распространенные взгляды на дрессировку собак. Как автор и преподаватель заочного курса «Поведение собак» я располагаю данными, полученными в ходе исследований моими студентами, - они говорят о том, что старые «принципы» все еще широко распространены. 
«Если вы велите собаке что-то сделать, вы должны заставить ее сделать это сразу же». 
«Никогда не используйте пищу для дрессировки, это подкуп. Собака должна выполнять команду лишь потому, что ее отдали вы». 
«Нельзя начинать дрессировать собаку, пока ей не исполнится шесть месяцев». 
«Если вы собираетесь как следует выдрессировать собаку, необходимо применять удавку». 

Это лишь немногие основные правила, которым меня первым делом научили, когда я делал свои первые шаги в мире собак. Опираясь на них, я пытался научить моего первого пса отыскивать и приносить гантель, и сегодня, оглядываясь назад, я вижу, что действительно сумел его научить. 

1. Я скомандовал ему: «Сидеть!» – указав место рядом с собой. Он не подчинился немедленно, и я дернул за поводок и удавку и нажал на его задние ноги. 
Я думал: «Я учу его выполнять команду «Сидеть». 
Пес думал: «Мне не нравится это слово: «Сидеть», оно означает, что он будет грубо со мной обращаться». 

2. Я скомандовал ему: «Стоять!» и бросил гантель. Когда он рванулся за ней, я резко дернул поводок и повторил: «Стоять!». 
Я думал: «Я учу его не бежать, пока я не прикажу бежать». 
Пес думал: «Я запутался: почему он не позволяет бежать за гантелью?» 

3. Я приказал: «Принеси ее!» – и побежал, ведя его на поводке туда, где упала гантель. 
Я думал: «Я объясняю ему, что теперь он должен принести гантель». 
Пес думал: «Теперь совсем ничего не понимаю: он же только что приказал ждать!» 

4. Я указал на гантель и скомандовал: «Возьми!» Когда он ее взял, я побежал назад, легко подтягивая поводок, чтобы побудить его следовать за мной. 
Я думал: «Учу его подбирать предмет и приносить обратно» 
Пес думал: «Должно быть, разрешил, возьму… Ой нет – он тянет меня назад, лучше я ее брошу». 

5. Он бросил гантель. Я сказал ему: «Нет!» – сунул гантель ему в пасть и удерживал его челюсти, приказывая: «Возьми!» 
Я думал: «Учу его не бросать предмет». 
Пес думал: «Теперь он, кажется, начинает злиться. Как только он позволит – выплюну и никогда больше не побегу за этой штукой». 

Нет необходимости подробно останавливаться на этом случае. Признаюсь, я чуть-чуть преувеличил, я не был таким уж плохим дрессировщиком. (Может быть, мне следовало спросить, какого мнения на этот счет мой пес). 
Я пытался научить свою собаку искать и приносить предмет, давая сложное задание, не научив его предварительно всему, что требовалось на каждом отдельном этапе. В дальшейшем будет рассказано, как я учил приносить гантель свою самую последнюю собаку, но прежде необходимо рассмотреть факторы, которые отрицательно сказываются на способности собаки к обучению. 
 

Отрицательный тигмотаксис
 

Вот словцо, которое звучит вполне научно, им стоит как-нибудь однажды щегольнуть в разговоре с приятелями в пабе. Оно означает всего лишь то, что когда вы оказываете физическое давление (например, ладонью) на тело любого животного, ваше действие вызывает сопротивление. Подумайте, что произойдет, если кто-нибудь схватит вас за рукав и начнет тянуть – вы немедленно отпрянете или потянете в другую сторону. Постороннее давление вызывает противодействие, - это правда жизни, с которой приходится считаться. Если мы будем толкать и тянуть собаку или заставлять ее принимать желаемую позу, первоначальной реакцией собаки будет сопротивление. Если вы вынуждаете собаку лечь, она начнет вставать. Они и думать будет о том, чтобы встать – то есть совершать действие, противоположное тому, какого вы добиваетесь вашим «обучением». И тогда для преодоления этого сопротивления мы прилагаем более сильное давление. 
Не легче ли ипользовать метод, который не опирается на давление – в любом смысле этого слова – и устранить таким образом препятствие, мешающее собаке учиться с легкостью? 
 

Чувствительность осязания
 

В результате селективного разведения одни породы собак менее чувствительны к боли, чем другие. К примеру, терьеры и бойцовые породы обычно довольно малочувствительны. Как чувствительность к боли влияет на способность вашей собаки к обучению? Нечувствительные собаки не реагируют на некоторые приемы дрессировки, в то время как те же методы, если воспользоваться ими, дрессируя чувствительную собаку, могут разрушить ее доверие к вам как к дрессировщику. 

Если собака учавствует в особенно приятном занятии, что вероятно, что она будет менее чувствительна, чем обычно. В разраг погони за белкой собака скорее всего не почувствует, как ее хлещут молодые ветки, когда она мчится по лесу. Разумеется, верно и противоположное: чем меньше нравится собаке занятие, тем выше будет ее чувствительность. 
 

Восприимчивость к шуму
 

Действие шума может оказаться решающим фактором, когда вы пытаетесь дрессировать очень чувствительную собаку. 
Поговорите с владельцем шелти. Я еще не встречал хозяина шелтинской овчарки, который дрессировал бы ее иначе чем в мягкой и спокойной манере. Хозяева поступают так в силу необходимости, потому что, как правило, им уже известно, насколько безрассудно действовать иным образом. Дрессировка такой собаки в условиях клуба может резко снизить ее способность учиться. Вы, помня о чувствительности своей собаки к шуму, будете ходить вокруг нее на цыпочках, в обуви на мягкой подошве и шепотом произносить команды, а в это время какой-то парень позади вас топает в кованых охотничьих сапогах и во весь голос выкрикивает команды своему полуглухому охотничьему псу, - он превратит вашу собаку в дрожащего невротика, совершенно не способного чему-либо научиться. 
 

Острота зрения
 

Колли являет собой классический пример собаки с острым зрением. Глаза у колли подобны радарам и способны замечать малейшее движение. Очевидно, не стоит дрессировать такую собаку в таком месте, где происходит много быстрых движений: ей будет трудно сконцентрировать свое внимание на том, чего вы хотите от нее добиться. 
Есть еще кое-что, свойственное колли. Поскольку это порода, которая в основном учится всему быстро, многие хозяева считают, что собаки способны угадывать, что им прикажут. На самом деле в большинстве случаев колли замечает нечаянное движение, предшествующее команде, и реагирует на него: изменение положения ног хозяина перед тем, как он встанет, чтобы вести ее гулять, или взгляд на часы перед кормлением. 
Если мы не знаем, насколько острое зрение у нашей собаки, мы, пожалуй, станем иной раз ругать ее за то, что своим неосознанным жестом приказали ей сделать. Достаточно всего лишь трех или четырех последовательных отрицательных реакций с нашей стороны, и собака уже не станет выполнять команду, выполнения которой мы добиваемся. И тут мы сердимся. 
 

Чувствительность психики
 

Многие собаки, независимо от породы, становятся чрезвычайно восприимчивы к настроениям своего хозяина. Я уверен, что некоторые читатели, состоящие в браке, замечали, что их собака пускается наутек или прячется, если начинается семейная ссора. Нервность собаки теснейшим образом связана с ее способностью справляться со стрессом. Если мы огорчеы тем, что собака плохо выполняет команды, чувствительная собака заметит наше огорчение, и ее работа может стать еще хуже. 

Поведение, характерное для определенных пород
 

Попутно мы уже затронули некоторые модели поведения, характерные для отдельных пород. Колли очень быстро учатся, потому что воспринимают сигналы, которые мы подаем не всегда намеренно. Шелти обладают повышенной чувствительностью к шуму и громким звукам, поэтому обычно с ними обращаются очень мягко. Сторожевые собаки сторожат, охотничьи – охотятся. Однако слишком уж часто мы обращаемся с собаками просто как с собаками, независимо от того, для каких целей их вывели наши предки. 
Если на каждую собаку влияет один или даже несколько факторов давления, рассмотренных ранее, то как же вообще научить наших собак чему-либо, притом таким образом, чтобы они учились с легкостью? 
Ответ на этот вопрос дает методика положительного подкрепления. 
 

начало страницы далее

Д.Фишер "О чем думает ваша собака". 
5. Методика положительного подкрепления 
Как научить собаку, чтобы она по команде ложилась в каком-нибудь определенном углу комнаты? Для этого существует два способа. 
1. Можно бить собаку плеткой всякий раз, когда она пойдет в какой-либо другой угол, и вообще бить до тех пор, пока она не усвоит, что указанное вами место – единственное безопасное убежище. 
2. Можно дат собаке особенно вкусный кусочек в этом уголке и полностью ее игнорировать, когда она пойдет в какую-то другую часть комнаты. 

Я совершенно уверен, что, прочитав эти строки, вы сказали себе: «Ну, это рассуждения на уровне здравого смысла. Что тут такого нового?» 
Разумеется, это здравый смысл. Каждый владелец собаки ежедневно поступает подобным образом и дома, и вне его стен, не задумываясь о том, что и как он делает. Хотя почему-то, когда требуется сделать некоторое усилие и чему-нибудь научить свою собаку, мы становимся в позу дрессировщика и вспоминаем стародавний подход: «Ты собака, я хозяин. Я приказываю, ты подчиняешься». 
Когда вы дома подзываете собаку, вы обычно намерены покормить ее, или взять на поводок и повести на прогулку. Действительно, дома мы редко зовем собаку просто так, обычно это происходит по какой-то причине, и в большинстве случаев выполнение команды сулит собаке что-то приятное. В результате лишь немногие люди жалуются, что собака не идет на зов дома. 

А в ближайшем парке дело обстоит совсем иначе. Вы гуляете, она свободно бегает, играя с другими собаками, охотится за белками, роется в мусорных урнах, в то время как вы погрузились в собственные мысли. У ворот парка вы зовете ее, чтобы вести домой. И тут она, бросив на вас взгляд, направляется в противоположную сторону. (Такое все мы видим на улице чуть не каждый день). В этот момент вы говорите себе: «Я должен наконец выдрессировать свою собаку». 

Вы ее уже выдрессировали. Вы преуспели в том, что научили ее не подходить к вам. Как? Очень просто. Собака быстро усвоила: если она не подойдет, то будет вознаграждена более длительной прогулкой. Если же она к вам подойдет, то лишится удовольствия: ее отведут домой. 
Если бы вы применили ваши «домашние приемы» дрессировки команды «Ко мне!», подзывая пса около ворот, давая лакомство и затем делая еще круг по парку, то вскоре, услышав зов, он летел бы к вам пулей. 
Подкуп? Я называю это здравым смыслом. Сколько раз уже мне приходилось прятать улыбку, когда ко мне обращались люди, которые сталкиваются с проблемами нежелательного поведения своих собак, и я в ответ предлагаю им попробовать награждать собак за хорошее поведение, вместо того чтобы думать, каким образом наказать ее за нежелательное поведение. Хозяева недоумевают: «Вы хотите сказать, что я должен его подкупать?» 

По-моему, это довольно забавно: то, чему ученые и психологи придумали замысловатые названия вроде «модификация поведения», «реабилитационная психотерапия», «психология поведения» и так далее, широкой публикой все еще расценивается как подкуп. Впрочем, на самом деле важно другое – при правильном применении положительное подкрепление весьма эффективно: оно изменяет нежелательное поведение. 

Существует ряд основополагающих принципов, которые определяют успех применения положительного подкрепления как метода дрессировки. Но прежде чем начать применять эти принципы, или законы, с помощью специальных обучающих упражнений в процессе дрессировки собак, необходимо рассмотреть отдельно каждую стадию обучения, ее цель и ожидаемый результат. 
 
 

Как действует положительное подкрепление
 

Прежде всего мы вообще должны забыть об упражнениях. Все, что нас интересует для начала, - это первый шаг в нужном направлении. Вспомним уже приводившийся пример с касаткой и представим себе, что мы хотим научить касатку выпрыгивать из воды. Мы даем свисток (команду) и ждем. Затем ждем еще немного, а зачастую бывает, что ждем еще и еще. 
Очевидно, сначала касатка не имеет представления о том, что от нее требуется, когда звучит свисток. Поэтому нам приходится ждать, чтобы она зачем-нибудь высунула нос из воды. Точно в этом миг мы снова свистим в свисток и даем ей рыбу. Когда она проплывает внизу, мы снова свистим и ждем. Процедура повторяется до тех пор, пока касатка не выйдет на уровень «ага!»: «Ага! Когда я слышу звук свистка, я получаю рыбу». 
Этот уровень понимания – уровень «ага!» – не может считаться закрепленным, до тех пор, пока вы не добьетесь, чтобы происходило десять из десяти возможных немедленных реакций на свисток. Пока это не достигнуто, не следует переходить к следующему этапу дрессировки. На первом ее этапе кажется, что прогресс не очень заметен, однако для успеха обучения крайне важно, чтобы каждый этам заканчивался достижением уровня полного понимания. Если вы этого добьетесь, то обнаружите, что, по мере перехода к каждому следующему этапу, превращение первоначальной реакции в распознаваемую цепочку движений идет очень быстро. 

Теперь мы подходим к этапу дрессировки, который называется «формирование». Нам нужно заменить уже сложившуюся цепочку: «свисток – появление носа – обязательная рыбка» новой цепочкой: «свисток – касатка выпрыгивает из воды – рыбка дается иногда». Достигается это следующим образом. 
Формирование поведения означает, что мы делаем один маленький шаг в нужном направлении и продвигаемся к конечной цели, подкрепляя каждый сделанный шаг. Так мы обеспечиваем безусловное выполнение этой части цепочки, прежде чем двигаться дальше. Здесь наблюдается интересное явление: выполнение определенных действий, надежно затренированное с помощью вознаграждений, можно сделать еще более четким, если вознаграждение задерживать. 
Предположим, затренирована такая реакция касатки: на десять свистков она десять раз немедленно высовывает нос из воды. На одиннадцатый раз мы говорим: «Недостаточно хорошо, рыбы ты не получишь». 
Можно предположить, что теперь касатка подумает: «Но я всегда получаю рыбку. Наверное, ее кто-то стащил раньше меня. В следующий раз надо живее пошевеливаться». И на двенадцатый раз вы получите более быструю и энергичную реакцию касатки: она высунет из воды всю голову целиком. За это безусловно полагается рыбка, но теперь и в дальнейшем – только за это. 

Дальше будем формировать цепочку: «свисток – появление из воды всей головы целиком – при немедленной реакции рыбка в награду в десяти случаях из десяти». Лишь затем можно будет перейти к следующему этапу. Кажется, что обучаемый с каждым этапом все скорее понимает, что от него требуется, и возникает эффект снежного кома. 
Я намеренно воспользовался примером касатки, чтобы подчеркнуть главное: весь процесс обучения может осуществляться без какого-либо физического воздействия. Сначала мы ждем верного шага в нужном направлении и вознаграждаем его, затем закрепляем и придаем законченную форму. 

Хозяин: «Какая разница между всем этим и подкупом?» 
Я: «Подкуп – это использование награды в качестве соблазна, для того чтобы стимулировать движение. Подкрепление – это вознаграждение, получаемое за добровольное движение». 
Хозяин: «Всегда ли давать награду?» 
Я: «Прием действует лучше, если вы даете награду не всегда. Когда модель поведения сформирована, только самая быстрая, ярко выраженная и сильная реакция вознаграждается. Иногда ученику придется выполнить отработанную цепочку шесть или семь раз, прежде чем последует вознаграждение». 
Хозяин: «Обязательно ли давать в награду что-то съедобное?» 
Я: «Наградой может быть что-то другое, ради чего, с точки зрения ученика, стоит выполнять определенные действия. Было бы бессмысленно пытаться сформировать мое поведение с помощью тарелки капусты. Терпеть не могу капусту!» 
 

Как применять положительное подкрепление

В предыдущей главе я рассказал о том, как научил свою первую собаку искать и приносить вещь (соответствует команде «Аппорт!»). Теперь я расскажу вам, как я научил выполнять это задание свою нынешнюю собаку. 
На обучение моей первой собаки ушло несколько недель, и она так и не научилась выполнять команду по-настоящему хорошо. Это была немецкая овчарка – порода славится хорошей обучаемостью. Моя теперяшняя собака выполняет то же задание с огоньком в глазах и невероятной для собаки ее размеров быстротой. Это – японская акита, порода, известная своим упрямством. 

Я провел много времени на дрессировочной площадке, в течение ряда недель обучая мою немецкую овчарку. В течение нескольких дней, затрачивая по несколько минут в день, я обучил акита, ни разу даже не встав с кресла. 

Кличка моей собаки Йоко. Поняли? Джон и Йоко. Ей было пятнадцать месяцев, когда я решил научить ее искать и приносить брошенный предмет. Я сидел за письменным столом в своей приемной, рядом на столе я поставил коробочку с лакомством. Протягивая собаке гантель, я говорил: «Возьми!» Йоко нюхала перекладину, а я говорил: «Хорошая девочка!» – и давал ей угощение. 
Первое занятие продолжалось около пяти минут, и она получила вознаграждение сразо после быстрой реакции примерно в 60% случаев. В остальных случаях за правильные раекции иногда тоже давалось вознаграждение, но только после того, как собака нюхала стол, карабкалась на меня, лаяла или делала еще что-нибудь, стараясь получить вознаграждение. На следующем занятии в тот же день был достигнут уровень понимания (уровень «ага!»). Йоко тыкалась носом в гантель всякий раз, когда я давал команду. 

На формирование действия и переход к следующей стадии потребовалось несколько больше времени. В течение четырех занятий по пять минут каждое она пробовала делать самые разные вещи, чтобы получить награду. Отношение было: 15%, 25%, 70%, 100%. Теперь я уже требовал, чтобы она не тыкалась в гантель носом, а лизала ее. Не дав ей угощения, когда она в очередной раз лизнула гантель, я попал в точку, что вызвало эффект снежного кома гораздо раньше, чем я сам того ожидал. Она решительно выхватила гантель у меня из рук и смотрела на меня, как будто говоря: «Смотри, глупыш, я ее взяла… Давай еду!» 
Никто не может заранее определить модель формирования поведения при выполнении задания. После того, как вы вознаградили собаку за определенное движение, оно должно стать единственным движением, за которое дается награда, пока оно не будет затренировано. Йоко сделала больший шаг вперед, чем я ожидал, и, поскольку я ее с энтузиазмом наградил, мне пришлось ждать, чтобы она его повторило. Это заняло меньше времени, чем я ожидал, но надо учесть, что Йоко очень прожорливая собака. 

После такого огромного рывка вперед вся цепочка действий формировалась очень легко. Прошло совсем немного времени, и я уже бросал гантель на кушетку в дальнем конце приемной, а Йоко приносила ее по команде и садилась передо мной, держа в зубах, гордая. 

Возьмем теперь два простых действия: выполнение команд «Сидеть!» и «Лежать!». Попытаемся, используя наш метод и не применяя силу, научить собаку четко реагировать на данные команды. 
Чтобы ускорить процесс, необходимо прибегнуть к подкупу. Иными словами, мы показываем награду, чтобы стимулировать движение. Как только достигается этот уровень понимания, мы обращаемся к команде и подаем ее только голосом, затем ждем, чтобы было сделано верное движение. Тогда мы придаем этому движению законченный вид. 

Для отработки команды «Сидеть!» покажите собаке лакомство, даже дотроньтесь им до кончика ее носа. Скажите «Сидеть!» – и медленно переместите лакомство вверх и назад, чуть дальше линии глаз собаки. Сложение у собак такое, что если голова поднимается вверх и назад, то задняя часть туловища непременно опускается. 

Для отработки команды «Лежать!» выберите такое препятствие, чтобы для его преодоления собаке нужно было лечь на брюхо. Это будет зависеть от размера собаки. Например, для немецкой овчарки подошел бы кофейный столик. Подведите к нему собаку и предложите ей лакомство, держа его в руке под столиком, то есть под препятствием. Когда собака потянется за лакомством, медленно отодвигайте его под препятствием, побуждая собаку двигаться следом и командуя при этом: «Лежать!». В тот момент, когда ее брюхо коснется пола, дайте вознаграждение. 

Теперь, когда мы научили свою собаку делать то, чего мы от нее добиваемся, остается отучить ее делать то, что нам не нравится. Для достижения этой цели используем систему отрицательного подкрепления. 
 

начало страницы HOME

Hosted by uCoz